Knews: The future of Kyrgyzstan’s digital economy
2016-04-17
Эксперт по информационным технологиям и руководитель KG Labs Азиз Солтобаев поведал о трендах и будущем онлайн-экономики.
Высокоскоростной интернет стремительно проникает в жизни кыргызстанцев. Запуск сетей 4G LTE даст возможность каждому жителю отдаленных регионов страны воспользоваться всеми выгодами, включая покупку и продажу товаров онлайн. Электронная торговля, в свою очередь, повысит уровень внутреннего товарооборота и экспорта. Однако недальновидная экономическая стратегия государства может сократить рабочие места, а отечественные производители окажутся неконкурентоспособными – наши граждане будут тратить все деньги в китайских интернет-магазинах, оплачивая зарубежными платежными системами.
КИТАЙСКИЙ УСПЕХ И РОССИЙСКИЙ ПРОВАЛ
В мире крупнейшие компании электронной торговли становятся еще крупнее. Самые известные из них – американский Amazon, китайский Alibaba Group и японский Rakuten. Особое внимание заслуживают китайские электронные торговые площадки. В Китае вовремя принимали пятилетние программы по электронной коммерции по развитию экспортного потенциала через электронную коммерцию. Благодаря чему такие компании, как Alibaba, сейчас входят в список глобальных лидеров. Многие китайские производители смогли охватить новые международные рынки благодаря успеху электронных площадок.
В постсоветском регионе наиболее динамичными странами были Россия и Украина. Однако в связи с ухудшением политической и экономической ситуации в этих странах рынок электронной коммерции тоже пошел вниз. Согласно данным Data Insight, несмотря на то, что в 2015 году рост интернет-торговли вырос на 16%, достигнув 650 млрд рублей, внутренняя динамика показывает, что основной прирост пришелся за счет новичков рынка – китайских компаний aliexpress и jd.com. Aliexpress, часть холдинга Alibaba Group, за два года стремительного входа на рынок России стала лидером рынка по количеству уникальных посетителей в месяц – 24 миллиона против ближайшего российского конкурента Ozon.ru – 9 миллионов посещений (данные Similarweb). Aliexpress уверенно закрепился в рейтинге Топ 10 самых посещаемых сайтов Рунета.
Дальнейшая стратегия китайцев в России заключается в предоставлении локальных стоков наиболее популярных товаров по регионам, более скорой доставке китайских товаров (с 7 дней до 3-х часов), легком возврате товаров обратно китайскому поставщику. И, конечно, глобальные преимущества, как гарантия возврата денег и так далее. В то же самое время практически все крупнейшие российские интернет-магазины пережили реструктуризацию и спад объема продаж. До Alibaba в России выигрывали лоббисты, создавая всяческие барьеры для развития трансграничной торговли. Одним из примеров было снижение суммы беспошлинной торговли до 150 евро, а также требование о предоставлении физических фискальных чеков покупателям даже на цифровые продукты. Внутренняя борьба в целом негативно сказалась на конкурентоспособности российской розницы и электронной торговли. В связи с этим Россия приняла решение о создании «русского Алибаба» на базе одной из крупнейших онлайн торговых площадок в 2016-м году.
КЫРГЫЗСКИЙ СТАТУС-КВО
В Кыргызской Республике вопросы электронной экономики впервые поднимались задолго до других постсоветских республик. В 2003 году президент Аскар Акаев подписал указ «об электронной экономике». Премьер министр Николай Танаев издал некоторые указы для продвижения этой сферы. Министерство транспорта и телекоммуникаций с 2004 года планировало активно продвигать электронную торговлю и электронные деньги. Однако со сменой власти в 2005 году приоритеты у государства изменились.
С 2006 года поднимается вопрос законопроекта об электронной торговле, однако так и не доходит до конечного результата. Как министры экономики, главы правительств, так и парламентарии считают по сегодняшний день, что этот вопрос неактуален.
Тем не менее роль и ценность ecommerce велика. Рост проникновения и доступности интернета влияет на уровень вовлеченности населения в электронную коммерцию. Благодаря тому, что проект ЮСАИД профинансировал установку точки доступа для города Бишкека, интернет бурно развивался в столице с 2000 по 2010-й годы. В прошлом десятилетии было популярно разделять трафик на «локальный» и «зарубежный». На этом фоне были популярны такие торговые площадки, как diesel.elcat.kg. С 2005 по 2012 год шел быстрый темп прироста пользователей мобильной связи. Росту количества смартфонов способствовали и облегченная процедура таможенной очистки электроники и мобильных аппаратов. С 2012 года цены на мобильный интернет стали значительно доступнее и привели к всеобщему росту подключений к интернету по всей республике. На сегодняшний день практически каждый второй вход в интернет обеспечивается посредством мобильных аппаратов.
С 2013 года по сегодняшний день идет процесс роста социальной коммерции. Торговцы успешно осваивают продажи через «Инстаграм», «Одноклассники», «Фейсбук», прием оплаты через банковские карты. В глобальном тренде 2016 год обозначается началом периода conversational commerce (разговорной коммерции), суть которого заключается в том, что приложения для общения, такие как как Whatsapp, Viber, Telegram, станут основными торговыми площадками и платежными агрегаторами. Такие понятия, как «шоппинг боты», «оплатить по вотсапу», могут стать обыденностью уже в 2017 году.
Но в то же время в экономике Кыргызской Республики наблюдаются негативные тенденции. Спад товарооборота, экспортного потенциала, вытеснение отечественных игроков более глобальными игроками. Как признали на одном из последних совещаний прежнего правительства, многие отечественные производители не конкурентоспособны на международном фоне. Это в принципе значит, что экономическая политика до присоединения к Евразийскому союзу была неэффективной.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Как государству выстроить конкурентоспособные компании, которые могут стать глобальными? Одним из факторов успеха китайского ecommerce чуда является последовательная подготовка экономики страны к вызовам будущих периодов. Китайцы очень долго выстраивали цепочки поставки, сокращая стоимость транзакционных издержек, защищая внутренний рынок, но стимулируя внутреннюю конкуренцию и добиваясь наиболее лучших условий для последующей экспансии. На сегодняшний день товары из Китая в Россию приходят меньше чем за 7 дней. Китайские интернет-площадки планируют довести доставку до 3-х часов.
Это означает, что при дальнейшем росте такие же условия будут представлены и на кыргызском рынке в ближайший год. От этой инициативы однозначно выиграет потребитель, но отечественное производство проиграет. Государство могло бы занять протекционистскую политику, однако это не увенчалось успехом и даже обернулось боком российским компаниям. Пару лет как они пытались ввести пошлины на товары из зарубежных магазинов стоимостью выше 150 евро, но де-факто потребители начали занижать стоимость зарубежных посылок, мера оказалось неуспешной.
В краткосрочном периоде факторами успеха могли бы стать устранение налога на добавленную стоимость на экспортные розничные онлайн-поставки, снижение стоимости онлайн-платежей, снижение стоимости отправки посылок до стран целевого назначения, пересмотр законопроектов в банкинга и мобильных платежей.
Государство может посчитать эти инициативы безрассудными, но так же безрассудно наблюдать, как миллионы сомов уходят из Кыргызской Республики как платежи за покупки приложений в Apple Store, Google Play или покупку цифровых товаров в «Одноклассниках» или World of Tanks. Кстати, социальная сеть «Одноклассники» в 2014 году заработала 4 миллиарда рублей на продаже цифровых подарков и наклеек, а компания Wargaming (игра World of Tanks) продала лицензии и цифровые танки практически на полмиллиарда долларов США.
В бизнес-сообществе Кыргызской Республики требуется больше взаимодействия между смежными отраслями. Платежные системы «Элсом» и «Мобильник» недостаточно популярны в силу отсутствия хорошей экосистемы вокруг платежных систем. Предстоит еще борьба между коммерческими банками и операторами связи за то, где должны храниться деньги конечных абонентов. В данной ситуации выиграют OTP – over the top players – игроки, которые используют инфраструктуру операторов связи и выстраивают свои клиентские базы. К таким игрокам относятся мессенджеры Whatsapp, Viber, Telegram. Мессенджеры работают в направлении предоставления платежных платформ для своих абонентов. Кыргызским банкам и операторам необходимо вырабатывать синергетические союзы, чтобы выжить в ближайшее десятилетие.
Новый законопроект по электронной коммерции, который подготавливается для рассмотрения парламентариев, к сожалению, учитывает опыт соседних стран, не учитывает новые тренды и не носит чего-либо революционного, что могло бы сделать Кыргызстан страной экономики знаний (knowledge economy). Рекомендации международных экспертов также базируются на принципе экстраполяции трендов прошлого десятилетия на будущее, несмотря на то, что принципы коммерции в интернете меняются практические каждые пять лет.
Кыргызской Республике, чтобы создать новые рабочие места и сделать отечественных производителей более конкурентоспособными, необходимо составить смелую продуманную стратегию в связи с новыми вызовами информационного века. Государству следует найти ответ на самые главные вопросы: как изменится экономика, когда китайские интернет-магазины предоставят миллионы товаров с доставкой за 3 часа по ценам дешевле отечественных производителей в несколько раз, как возможность оплаты через мессенджеры повлияет на банковскую систему и торговлю в стране. Поиск ответа на данные вопросы позволит выработать кардинальные решения, которые сохранят конкурентоспособность экономики в ближайшем десятилетии.
http://knews.kg/2016/04/15/budushhee-elektronnoj-ekonomiki-kyrgyzstana/